Нововведения в законодательстве в области потребительских кредитов
В наше время практически невозможно встретить человека, незнакомого с понятием «потребительский кредит». Банки предлагают займы под различные проценты, учитывают любые доходы, присылают кредитные карты на дом, даже если в том нет нужды. Кто-то относится к кредитованию достаточно легко, другие же опасаются данной услуги.
История кредитования уходит своими корнями в ростовщичество. Купцы давали деньги и товары под залог. И тогда, также как и в наше время, обе стороны могли оказаться в убытке. 1 июля 2014 года в Российской Федерации начнет действовать новый закон, который должен защитить как банк, так и потребителя.
Но прежде чем разобраться в нововведениях, которые нас ожидают, хотелось бы рассмотреть плюсы и минусы потребительского кредита.
Для потребителя очень удобно то, что оформление потребительского кредита сейчас занимает совсем немного времени. В течение получаса потребителю приходит подтверждение того, одобрена ли его заявка или нет. В наши дни приобретает популярность онлайн заполнение заявки на кредит, и тогда в банк нужно явиться только для подписания документов. Документов же от вас потребуют минимальное количество: многим организациям достаточно лишь предоставление паспорта.
Но на деле все оказывается сложнее. Полная стоимость кредита часто бывает очень завышена, и разница между суммой, заявленной заемщиком и той, которую придется выплатить просто колоссальна. Часто на товар, который вы хотите оформить в кредит, автоматически повышается цена: так, диван, который по наличному расчету стоит двадцать пять тысяч рублей при покупке в кредит подорожает на 2 процента.
К тому же потребитель не всегда внимательно читает текст договора. Это связано с тем, что сделка заключается достаточно быстро, и не каждый сумеет вовремя сориентироваться в ситуации. Тем более, что самую важную часть, касающуюся огромной переплаты по кредитам и информацию о невозможности досрочного погашения, в договоре очень сложно рассмотреть — шрифт умышленно уменьшен.
Сильные и слабые стороны нового законопроекта.
Новый закон ограждает граждан от неприятных сюрпризов, с которыми они могут столкнуться, взяв потребительский кредит. Конечно, он не является панацеей от всех проблем, которые могут возникнуть. Но это уже кое-что...
Первая и достаточно значимая заслуга разработчиков закона в том, что система кредитования станет более прозрачной. Так, первое, что увидит заемщик в тексте своего договора — полная стоимость кредита. И шрифт, что также оговорено, должен быть удобочитаемым.
Условия, которые прописываются в кредитном договоре, будут общими и индивидуальными. К индивидуальным условиям можно отнести сумму, срок, условия погашения кредита. Организации обязаны полностью проинформировать клиента о всех кредитных условиях.
С введением нового закона банки не смогут устанавливать процентную ставку по своим расчетам. Теперь лимит на все виды кредитования обозначил Центробанк Российской Федерации. Положительной чертой является то, что теперь потребитель может в течение пяти дней подумать над условиями кредита, взвесить все «за» и «против». К тому же, получив кредит, заемщик имеет полное право вернуть денежные средства в банк, выплатив проценты за время, которое он пользовался средствами. Досрочное погашение кредита так же будет возможным.
Новшеством будет еще и то, что с 1 июля кредитные карты будут присылаться добросовестным плательщикам только с их письменного разрешения и передаваться лично в руки потребителю.
Есть в новом законе и спорные моменты. В ст. 7 п. 10 прописано, что кредитор обязан предоставить заемщику потребительский кредит на тех же условиях в случае, если заемщик самостоятельно застраховал свою жизнь, здоровье или иной страховой интерес в пользу кредитора у страховщика, соответствующего критериям, установленным кредитором в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. На первый взгляд все в пользу заемщика, но это условие явно невыгодно финансовым организациям. И теперь они предполагают, что придется сузить круг лиц, которым может быть выдан кредит. Серьезным ограничением может являться возраст заемщика.
Ну и, конечно, необходимо затронуть вопрос о коллекторах. Теперь банки получают официальное право передавать проблемные задолженности третьим лицам. Иными словами, деятельность коллекторских агентств будет узаконена. По существующему законодательству должник имеет полное право отказаться от какого-либо общения с сотрудниками коллекторских организаций. С 1 июля сделать это будет уже невозможно, так как теперь вышеуказанные лица имеют полное право звонить, присылать смс-сообщения, а также посещать заемщика с 8.00 до 22.00 в будние дни и с 9.00 до 20.00 в выходные и праздничные дни.
Конечно, новый законопроект бурно обсуждается в различных кругах. Большое внимание уделено спорным моментам. Хочется надеяться, что принятие его станет еще одним шагом в обеспечении финансовой безопасности потребителя.
Автор: Давыдова Марина
Дата публикации: 26 июня 2014
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.
Популярные статьи
Товар куплен, деньги уплачены. Дома, развернув упаковку, вы обнаруживаете брак. Или покупка не подошла по габаритам, размеру, цвету, весу, качеству. Как вернуть деньги за товар? В какие сроки можно осуществить возврат товара? Как не выйти за рамки закона, требуя вернуть деньги за купленную бесполезную вещь?
Несоответствие цен на ценнике и в кассе
Пожалуй, нет такого покупателя, который бы не столкнулся со следующей ситуацией: в магазине берешь с витрины товар, запоминаешь его стоимость, а на кассе этот товар пробивается по другой цене, в основном завышенной. Как разрешить эту ситуацию? Кто прав? И надо ли платить дороже?
Как вернуть в аптеку лекарства
Вернуть в аптеку оплаченные лекарства нелегко, но возможно. Обычно аптеки очень редко идут навстречу клиенту. Ведь у аптечных магазинов есть юридически законные основания отказать в возврате или обмене лекарственных средств. А вот когда оснований нет...
Покупателя останавливают на входе в магазин с требованием оставить сумку в камере хранения. При этом совершенно странно выглядит объявление на ячейках камеры хранения: "Администрация магазина за оставленные вещи ответственности не несет". Кто же в таком случае несет ответственность? И на каком основании покупатели при входе вообще обязаны сдавать сумку?
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.