Смс-спам – нарушение прав потребителя и как избавиться от рекламной смс-рассылки
Как известно: реклама — двигатель торговли. Но как быть, если рекламодатели злоупотребляют своими правами, нарушая права потребителей.
Мы уже не представляем, как можно выйти из дома без мобильного телефона, который стал практически частью нас. Каждый ежедневно встречается с такой проблемой, как автоматизированная (а также ручная) рассылка рекламных сообщений, по—другому SMS-спам. После того, как вы ежедневно «вычищаете» свой телефон от ненужной рекламы, наверняка вам приходит в голову вопрос: а законно ли вообще такое распространение навязчивой рекламы?
Не все так однозначно в этом вопросе. Теоретически наше законодательство не содержит прямого запрета на распространение рекламы товаров подобным способом. Однако, в соответствии со ст.18 ФЗ «О рекламе», потребитель должен дать свое согласие, что он как абонент желает получать рекламные сообщения. Такое согласие вы может дать, например, поставив галочку на «Согласен на рассылку рекламных сообщений», регистрируясь на каком-либо сайте.
Также невольно дать согласие на рассылку вы могли при оформлении в магазине одежды скидочную карту, либо приобретая абонемент в спортивный зал. Поэтому внимательно читайте содержание сайтов, договоров, предложений и оферт, ведь ставя галочку, вы соглашаетесь на то, чтобы вам приходила реклама — и это будет законная SMS- рассылка. В случае если сообщения с рекламой приходят не по вашей воли, то распространители могут понести ответственность.
Если же рекламодатель не докажет, что имеет место быть ваше согласие, то это напрямую нарушает ваши права и вы можете принимать меры по их защите, а именно: просить распространителя рекламы немедленно прекратить рассылку на ваш номер.
Также стоит отметить, что если, не смотря на ваше требование, реклама продолжает приходить на ваш телефон, то распространитель рекламы может понести ответственность в виде административного штрафа, что, разумеется, носит прецедентный характер, так многие либо не знаю своих прав либо не хотят связываться.
Кстати, для тех, кто все же хочет отстоять свои права, могу порекомендовать подать жалобу в антимонопольную службу (ФАС).
Сама же ФАС рекомендуют разобраться с нерадивыми распространителями рекламы в мирном порядке, а уже потом подавать жалобу.
В жалобе в ФАС обязательно указываются следующие данные:
- - ФИО;
- - номер мобильного телефона;
- - официального собственника номера телефона;
- - оператор сотовой связи;
- - описание и даты рекламного SMS-сообщения.
Самостоятельно отписаться от рассылки можно следующими способами:
- 1. Связаться с компанией, от которой вам поступают навязчивые СМС-сообщения, и попросить больше вас не беспокоить.
- 2. Попросить внести ваш номер в черный список через СМС-оператора, с помощью которого делалась рассылка.
- 3. Можно отключить прием СМС с коротких номеров, но тогда вы перестанете получать и нужные сообщения от банков, подтверждение паролей и т.п.
- 4. Можно подать заявление в региональное отделение Роскомнадзора.
- 5. Подать заявление в Управление Федеральной Антимонопольной Службы в вашем регионе.
- 6. На мошенническую рассылку подавайте заявление в прокуратуру.
Единый номер отписки от спама
Компания «Билайн» предложила новую услугу — единый номер для отписки от спама и нежелательных сообщений, которые приходят с коротких номеров (буквенных или цифровых).
Чтобы отписаться от ненужных сообщений, нужно отправить бесплатное СМС-сообщение с адресом отправителя на номер 1888, и в течении двух суток будет произведена отписка.
Мегафон запустил подобную систему в октябре. Специалисты компании проводят расследование по каждой конкретной жалобе (спам, мошенничество). Абонентам «Мегафон» нужно лишь отправить бесплатное СМС на номер 1911.
МТС с мая этого года запустила сервис «Черный список» и услугу «SMC — Pro», позволяющие самостоятельно блокировать входящие смс-сообщения. Также можно присылать жалобы на мошенничество и спам на короткий номер 1911.
Хочу отметить, что только высокий уровень правовой культуры, а также желание отстаивать свои права, помогут побороть незаконное распространение рекламы.
Автор: Виктория Голдина,
При поддержке эксперта сайта юриста Асановой Анны,
Cetra - юридическая консультация
Дата публикации 19.12.2013
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом
Популярные статьи
Товар куплен, деньги уплачены. Дома, развернув упаковку, вы обнаруживаете брак. Или покупка не подошла по габаритам, размеру, цвету, весу, качеству. Как вернуть деньги за товар? В какие сроки можно осуществить возврат товара? Как не выйти за рамки закона, требуя вернуть деньги за купленную бесполезную вещь?
Несоответствие цен на ценнике и в кассе
Пожалуй, нет такого покупателя, который бы не столкнулся со следующей ситуацией: в магазине берешь с витрины товар, запоминаешь его стоимость, а на кассе этот товар пробивается по другой цене, в основном завышенной. Как разрешить эту ситуацию? Кто прав? И надо ли платить дороже?
Как вернуть в аптеку лекарства
Вернуть в аптеку оплаченные лекарства нелегко, но возможно. Обычно аптеки очень редко идут навстречу клиенту. Ведь у аптечных магазинов есть юридически законные основания отказать в возврате или обмене лекарственных средств. А вот когда оснований нет...
Покупателя останавливают на входе в магазин с требованием оставить сумку в камере хранения. При этом совершенно странно выглядит объявление на ячейках камеры хранения: "Администрация магазина за оставленные вещи ответственности не несет". Кто же в таком случае несет ответственность? И на каком основании покупатели при входе вообще обязаны сдавать сумку?
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.