Коммунальные услуги: понятие и виды
Сложно себе представить любое цивилизованное общество без обеспечения государством комфортного его существования. Именно таким гарантированным минимумом удобств являются жилищно-коммунальные услуги.
В наиболее общем виде коммунальные услуги можно определить как комплекс взаимоотношений между сторонами, одна из которых предлагает, а вторая — получает совокупность видов деятельности, обеспечивающую комфортное существование представителей жилищного фонда.
В настоящее время жилищное законодательство относит к коммунальным следующие виды услуг:
1. Холодное водоснабжение — бесперебойное обеспечение пользователей качественной питьевой водой при помощи сети коммуникаций, проведенных в помещение, либо водозаборной колонки.
2. Горячее водоснабжение — бесперебойное обеспечение пользователей горячей водой при помощи сети коммуникаций, проведенных в помещение.
3. Водоотведение — сброс любых бытовых стоков при помощи сети коммуникаций.
4. Электроснабжение — бесперебойное обеспечение пользователей электрической энергией по сети, проведенной в помещение.
5. Газоснабжение — бесперебойное обеспечение пользователей газом при помощи сети коммуникаций либо продажа газа в баллонах.
6. Отопление — искусственный обогрев помещений при помощи сети коммуникаций с целью поддержания необходимого уровня температуры.
Начисление и оплата коммунальных услуг
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг согласно законодательству, равен одному календарному месяцу. Исходя из части 1 статьи 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, размер платежей определяется тарифами ресурсоснабжающих организаций, которые утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
При наличии в жилых помещениях счетчиков размер ежемесячных платежей устанавливается исходя из снятых по ним данных.
Оплата коммунальных услуг производится не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который эта оплата производится, если иное не установлено договором.
По части оплаты коммунальных услуг пользователю предоставляется выбор: платить можно сразу, частями, или осуществлять предварительную оплату на несколько месяцев вперед. Сделать это можно на привычной для всех почте или через Интернет. Важно помнить, что в последнем случае никаких документальных подтверждений произведенной операции у Вас на руках не остается, что может привести к возникновению определенных проблем. Однако эту кажущуюся трудность легко устранить — достаточно получить выписку банка, со счета которого произошло списание средств.
Техническое обслуживание домов и придомовой территории
Ежемесячно каждый представитель жилищного фонда достает из своего почтового ящика квитанцию на квартплату, смутно при этом представляя, за что же именно он заплатит. Наверняка Вы задумывались о том, что означает строчка «содержание дома» и когда будет долгожданный «капитальный ремонт», в счет которого вы исправно отчисляете средства? Но обо всем по порядку.
В настоящее время все собственники квартир должны иметь на руках договор технического обслуживания, заключенный с той или иной фирмой, специализирующейся на оказании данного вида услуг. Согласно договору, обслуживающая компания должна осуществлять следующие виды технического обслуживания:
1. Обеспечить бесперебойную поставку всех вышеперечисленных видов коммунальных услуг.
2. Производить любые виды технического обслуживания квартир.
Сюда входит содержание и настройка инженерного оборудования, находящегося на территории квартиры, ремонт электропроводки, устранение засоров стояков и системы внутридомовой канализации, ликвидация последствий протечек, произошедших по вине обслуживающей компании.
3. Обеспечивать нормальное функционирование и техническое обслуживание всех систем дома.
Речь идет обо всех инженерных системах и оборудовании: лифтах, вентиляции, системах отопления и водоснабжения, внутридомовых электрических сетях.
4. Производить любые виды текущего и капитального ремонта в домах согласно установленному плану.
5. Обеспечивать своевременный вывоз мусора и обслуживание мусоропровода.
6. Производить подготовку дома к эксплуатации в осенне-зимний период.
Отметим, что обслуживающее предприятие само производит начисление и перерасчет платы за оказанные услуги, учитывая при этом льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Уборка придомовой территории также является одним из видов технического обслуживания, осуществляемого управляющей компанией. Сюда относится уборка мусора во дворах жилого дома, скос травы, обрезка кустарников, а так же косметический ремонт урн и скамеек, если таковые имеются.
В обязанности управляющей компании входит осуществление мелкого ремонта в случае поломки входных дверей и ступеней в местах общего пользования, замена разбитых стекол и латочный ремонт кровли. В подъездах должна производиться регулярная влажная и сухая уборка, а подвалы необходимо своевременно обрабатывать от насекомых и грызунов.
Однако зачастую управляющие компании недобросовестно выполняют свои обязанности, а в иных случаях жильцы и вовсе не получают даже стандартного пакета услуг и не имеют на руках договора на техническое обслуживание, в котором обычно прописываются все виды обязанностей. Полезно знать, что контроль качества деятельности обслуживающих организаций со стороны жильцов производится с помощью подписания акта выполненных работ строго после их осуществления.
Законодательные изменения в сфере ЖКХ
В сфере жилищного законодательства одной из животрепещущих тем было и остается периодическое изменение индексов, определяющих формирование тарифов на коммунальные услуги. Однако Федеральный Закон от 28 декабря 2013 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает гражданам надежду на то, что непомерный рост цен на услуги в сфере ЖКХ будет, наконец, ограничен. В рамках данного закона, начиная с 2014 года, в Жилищном кодексе закреплены, так называемые «предельные максимальные индексы», которые правительство утвердило для каждого региона в отдельности. После его вступления в силу с 1 июля местные власти не смогут завышать тарифы более чем в 1,5 раза от предельного индекса. Если верить депутатам, то при условии, что раньше Вы платили 100 рублей, при принятом индексе равном 5% более 105 рублей в нынешнем году Вы не заплатите.
Тарифы на текущий ремонт и техническое обслуживание по-прежнему будут зависеть от договоренности с управляющей компанией и никакого жесткого контроля со стороны государства оказываться не будет. То есть, если Вас не устраивают цены — придется управляющего менять.
Новый закон ужесточит еще и борьбу с должниками — пени вырастут примерно в два раза. Квартиру с приписанным к ней долгом нельзя будет продать и оформить под нее кредит.
Тем же, кто исправно платит по счетам, правительство предлагает скидки. Для их получения необходимо в начале месяца авансом оплатить еще не полученные услуги — и скидка должна быть сделана. Однако судить о том, сработает ли эта система на практике еще рано — результат покажет только время.
Автор: Дина Васильева.
Дата публикации 21.05.2014
Перепечатка без согласия редакции запрещена.
Популярные статьи
Ловушки для покупателей. Как не набрать лишнего
Магазины и супермаркеты выходят на новый уровень торговли, становясь своеобразными мышеловками и лабиринтами с грамотно расставленными капканами. В магазинах применяется целый набор уловок, ведясь на которые потребители совершают много спонтанных и ненужных покупок.
Гарантийный срок - срок годности – срок службы
Нередко потребителю приходится сталкиваться с такими понятиями, как гарантийный срок, срок службы и срок годности, каждый из которых имеет свое особое значение. Многие покупатели часто путаются и не видят разницы между этими категориями, а ведь период времени, отведенный для каждого из сроков, и другие характеристики могут разниться.
Всемирный день прав потребителя
В России праздник получил свой вес только в 1992 году, когда 7 февраля был принят Федеральный Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей». Как же проходит этот интересный праздник? Кого поздравлять и как праздновать?
Что такое технически сложный товар?
Покупатель приходится иногда слышать отговорку продавца при обмене товара: товар не является технически сложным и обмену не подлежит. Надо разобраться в этом вопросе, чтобы аргументировано возразить продавцу.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.