Управляющая организация: плюсы и минусы
Ни для кого не секрет, что в человеческой природе во все времена было заложено стремление к комфорту. Каждый из нас, возвращаясь домой после трудового дня, хочет увидеть чистый двор и подъезд, подняться в свою квартиру на исправном лифте. Для претворения всех этих желаний в жизнь собственникам необходимо определиться с выбором управляющей компании. Куда обращаться? Качественными ли будут оказываемые услуги и что делать в случае разочарования? Прежде чем ответить на эти вопросы необходимо разобраться в самом понятии «управляющая организация».
Итак, управляющая организация (ЖКХ) — это юридическое лицо, на которое собственниками многоквартирных домов возложены обязанности по их содержанию, а именно своевременное и гарантированное поддержание чистоты в подъездах и близлежащей территории, обеспечение исправности всех инженерных сетей и конструкций. Проще говоря, это лицо или группа лиц, осуществляющая управление многоквартирным домом.
Отношения между собственниками жилья и управляющей компанией строятся на основании заключенного между ними договора, в котором прописываются права и обязанности сторон. Его легальное определение дано в части 2 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ. Так, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, управляющая компания в оговоренный срок и на определенных условиях должна обеспечивать ремонт и содержание дома, а жильцы, в свою очередь, имеют право на:
— получение сведений об оказанных услугах (акта выполненных работ) в течение пяти рабочих дней с момента подачи запроса;
— проверку качества оказанных услуг посредством проведения экспертизы;
— устранение последствий некачественных работ.
Важно отметить, что управляющая организация несет ответственность за исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если Вы сомневаетесь в правильности своего выбора, то всегда можете воспользоваться своим законным правом сменить управляющую компанию. Удобнее всего это сделать в момент истечения срока договора (он обычно составляет от 1 года до 5 лет). Если же срок наступления такой возможности велик, а работой управленца Вы не довольны уже сейчас — нужно расторгать договор. Обычно в самом документе прописана процедура и условия расторжения — тогда проблем не возникнет. Если Ваш договор этого не предусматривает, необходимо принимать меры, предписанные законодательством, например, создать ТСЖ. Это решение, согласно Жилищному Кодексу, влечет за собой расторжение договора с неугодным управленцем.
В действительности развязать отношения с недобросовестной управляющей организацией довольно трудно. Тут на помощь жильцам могут придти судебные органы или общества защиты прав потребителей. Кроме того, существуют частные фирмы, готовые за внушительное вознаграждение избавить собственников от любых проблем в сфере ЖКХ.
Очевидно, обращаться за услугами в управляющую организацию или нет — вопрос спорный во многом еще и из-за участившихся случаев мошенничества. В основном оно выражается в том, что деньги, перечисленные в счет уплаты коммунальных услуг, до ресурсоснабжающих компаний не доходят. Злоупотребляя доверием граждан, управляющий может довольно долго расходовать деньги населения на свои нужды. Заканчиваются такие истории довольно печально: жильцы несут непомерные убытки, а концов, как правило, не найти. В связи с этим региональные власти все чаще запускают программы по созданию единых расчетных центров. Жителям же тех регионов, где подобных санкций произведено не было, следует более тщательно подходить к вопросу выбора управляющего, либо вовсе от него отказаться.
Стоит ли вводить ТСЖ?
Итак, если Вы все же решили обратиться за услугами в управляющую компанию, следует рассмотреть все возможные варианты. Как уже говорилось выше, жильцам предоставляется выбор второй стороны при заключении договора с управленцем: это либо сами собственники помещений, с каждым из которых должен быть заключен договор на равных условиях, либо товарищество собственников жилья (ТСЖ) или жилищный кооператив (ЖК). Такой способ управления избирается жильцами на общем собрании. В этом случае с управляющей компанией через свои органы будет взаимодействовать уже само товарищество, выполняя, по сути, роль посредника. Все важные решения жильцы отныне будут принимать сообща. Необходимо учитывать, что способ управления может измениться в любой момент по решению самих собственников.
Ответить на вопрос, стоит ли создавать ТСЖ, можно взвесив все «за» и «против» этого положения. Среди очевидных его достоинств то, что Вы всегда сможете принимать участие в принятии решений по управлению общедомовыми вопросами, ведь товарищество обязано учитывать мнение жильцов. Однако может случится так, что перевес окажется не в Вашу пользу — в таком случае придется смириться с позицией большинства.
Нельзя забывать, что есть еще один вариант — обходится собственными силами, не обращаясь ни к помощи ТСЖ, ни к управляющей организации. Если жители проявляют активную гражданскую позицию и страстный интерес к жизни своего дома, то почти наверняка все удастся, и в подъездах будет царить чистота и порядок. Однако, зная менталитет наших граждан можно себе представить, к чему обычно приводит безынициативность в управлении, скажем, 100-200-квартирнм домом. В такой ситуации организованный контроль со стороны ТСЖ может стать гарантом сколь-нибудь заметного порядка в Вашем жилище.
Еще одной важной и положительной особенностью ввода ТСЖ является получение законного права ведения какого-либо вида хозяйственной деятельности, и как следствие, получения от нее дохода. Что это значит? А то, например, что члены товарищества могут своими силами сделать мелкий ремонт, не привлекая платную рабочую силу со стороны. Кроме того, если в доме имеются свободные нежилые помещения — подвалы например, или фасады, пригодные для размещения рекламы, жильцы от лица товарищества могут сдавать их в аренду. Полученные средства могут быть использованы для улучшения придомового ландшафта и других территорий общего пользования.
Одним из основных отталкивающих факторов создания ТСЖ является необходимость уплаты членских взносов. Обусловлена она тем, что работа членов товарищества, а также услуги привлеченных бухгалтеров и юристов должны оплачиваться. Таким образом, становится очевидно, что если Вы хотите получить грамотное управление своим имуществом, необходимо быть готовым доплатить за эти услуги или же принять всю ответственность по управлению на себя.
Неприятным фактом является то, что некоторые члены ТСЖ, как и руководители управляющих компаний, не всегда добросовестно исполняют свои обязанности. Так, в январе этого года Южно-Сахалинский городской суд возбудил уголовное дело против председателя одного из ТСЖ, который похитил и растратил денежные средства, принадлежащие жителям двух многоквартирных домов. Как выяснилось в ходе следствия, подсудимый сдавал в аренду имущество дома без ведома собственников, а вырученные средства перечислял на счет своей фирмы и расходовал на цели, не связанные с управлением общим имуществом. И, к сожалению, таких случаев в разных регионах нашей страны достаточно. Руководствуясь всем вышесказанным, остается подчеркнуть, что процесс выбора способа управления имуществом — дело непредсказуемое и серьезное, в котором ответственность лежит на каждом из нас.
Автор: Дина Васильева.
Дата публикации 21.05.2014
Перепечатка без согласия редакции запрещена.
Популярные статьи
Ловушки для покупателей. Как не набрать лишнего
Магазины и супермаркеты выходят на новый уровень торговли, становясь своеобразными мышеловками и лабиринтами с грамотно расставленными капканами. В магазинах применяется целый набор уловок, ведясь на которые потребители совершают много спонтанных и ненужных покупок.
Гарантийный срок - срок годности – срок службы
Нередко потребителю приходится сталкиваться с такими понятиями, как гарантийный срок, срок службы и срок годности, каждый из которых имеет свое особое значение. Многие покупатели часто путаются и не видят разницы между этими категориями, а ведь период времени, отведенный для каждого из сроков, и другие характеристики могут разниться.
Всемирный день прав потребителя
В России праздник получил свой вес только в 1992 году, когда 7 февраля был принят Федеральный Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей». Как же проходит этот интересный праздник? Кого поздравлять и как праздновать?
Что такое технически сложный товар?
Покупатель приходится иногда слышать отговорку продавца при обмене товара: товар не является технически сложным и обмену не подлежит. Надо разобраться в этом вопросе, чтобы аргументировано возразить продавцу.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.