Частные клиники. Как выбрать клинику и защитить свои права потребителя
За последние 10 лет в России резко возросло число частных медицинских клиник, и они активно развиваются. Мы предпочитаем частные стоматологические кабинеты обветшалым государственным больницам, но, к сожалению, отличный сервис и первоклассное оборудование не гарантирует нам качественную медицинскую помощь и сохранность здоровья.
В нашей стране на сегодняшний день отсутствует какой-либо закон о частной медицинской деятельности, а проблемы, связанные с нарушением прав пациентов продолжают нарастать. Деятельность частных клиник регламентируется положением " О лицензировании медицинской деятельности". Данное положение касается как частных врачей, так и государственных учреждений.
Для того чтобы открыть свою частную клинику, нужны документы на аренду помещения, заключение СЭС, сведения о квалификации персонала (дипломы, сертификаты), документы на материально-техническое оснащение. После этого заплатить 350р. за рассмотрение заявки и 1тыс. руб. за выдачу лицензии. Все, вы можете приступать к лечению людей. Проверке частные клиники подвергаются лишь 1 раз в 2 года, и только спустя 3 года после выдачи лицензии. За это время дипломированные специалисты могут уволиться, а новое оборудование износиться. На место старого персонала может придти новый, с более низкой квалификацией, и гораздо за меньшую зарплату. Это экономно. Да и о подтверждении квалификации, которую должны проходить врачи каждые 5 лет, речи не идет.
Из всего вытекает вывод, что частная медицина в нашей стране абсолютно безнадзорна и подобна лотерее. Вам может повезти, и вы удачно вылечите зуб, а если нет, то вы долго будете бегать по разным инстанциям в поисках справедливости и в надежде вернуть свое здоровье и потраченные деньги. Как правило, зализывать раны после лечения в частных клиниках мы бежим в обшарпанные государственные больницы, которые так часто ругаем за несостоятельность.
Доказать врачебную ошибку врача частной клиники практически невозможно. Договора оформляются таким образом, что деньги вернуть практически нельзя. К тому же очень тяжело отличить естественный процесс от ошибки медперсонала или его халатности. К тому же, медработники очень умело заметают следы, и выигранные судебные дела можно пересчитать по пальцам. Поэтому, обращаясь в частную клинику, нужно быть предельно осторожным.
Как выбрать клинику?
При обращении в частную клинику вам должны оформить следующие документы:
- договор на оказание платных услуг;
- медицинскую карту;
- согласие на медицинское вмешательство.
Договор подписывается между вами и клиникой, и в нем обязательно прописываются такие условия, как наименование услуги, сроки ее оказания, порядок расчетов, стоимость, а также права и обязанности сторон.
Ответственность между клиникой и пациентом прописывается согласно общим положениям. Виновная сторона обязана возместить убытки пострадавшей стороне за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Возмещение морального вреда предусматривается не только за ненадлежащее исполнение обязательств и причинение вреда здоровью, но и за нарушение прав пациентов, разглашение врачебной тайны.
Медицинская карта является доказательством в подтверждении вины клиники в случае возникновения спора, так как она содержит информацию о диагнозе, проводимом лечении и обследовании больного.
Согласие пациента на медицинское вмешательство — необходимое условие. Это письменное заявление, в котором вы выражаете согласие на любое вмешательство, в том числе и хирургическое.
План лечения — очень полезная бумага, в которой прописан ваш диагноз, обследование, этапы лечения и все остальные процедуры. Обычно она идет приложением к договору.
Анкета, которую вы заполняете — тоже важный документ. В ней вы указываете о себе основные сведения, такие как перенесенные заболевания, хронические заболевания, противопоказания и т. д.
Страховка от ошибки — представляет собой страховку от профессиональной ошибки врача, вследствие которой причинен вред здоровью пациента, не связанный с халатностью и небрежным исполнением своих обязанностей. Объектом страхования являются интересы клиники или конкретного врача. При наступлении страхового случая, страховка покроет убытки, нанесенные пациенту, в том числе и моральный вред.
Если в клинике оформляются все эти документы, то это огромный плюс к ее репутации. При обращении, обязательно узнайте, сотрудничает ли клиника со страховой компанией, на каких условиях, и что входит в перечень страховых случаев, и т. д.
Также клиника должна предоставить информацию о виде и свойствах услуг, о цене, о материалах, специалистах, оказываемых услугах, информацию о сертификации, противопоказаниях, побочных эффектах препаратов, диагноз, риски, последствия. По первому требованию клиника должна предоставить документы, отражающие состояние вашего здоровья.
Клиника несет ответственность за не предоставление или неполное предоставление информации пациенту. Вы вправе требовать расторжения договора в одностороннем порядке, возврата уплаченных денег и возмещения убытков. При нарушении сроков — требовать неустойку в размере 3% за каждый просроченный день.
Защита своих прав потребителя
Защита прав пациентов осуществляется мировыми судьями и судами общей юрисдикции.
Суд может назначить экспертизу, которая проводится специализированными учреждениями, и на основании заключения экспертизы вынести решение по делу.
Суд — крайняя мера. При недовольстве качеством медицинского обслуживания вы можете обратиться в Лигу защиты пациентов или органы социальной защиты пациентов. Данные службы есть во многих городах России. Также существует " Роспотребнадзор" и комитет по защите прав потребителей, где вам всегда помогут или дадут дельный совет.
В России обращение как в частную клинику, так и в государственную напоминает русскую рулетку. Можно и там, и там, вместо медицинской помощи приобрести еще большие проблемы со здоровьем. Отсюда вопрос — за что мы платим? Выбор всегда за вами. Удачи вам и здоровья!
Автор: Виктория Голдина
Дата публикации: 27 июня 2013
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.
Популярные статьи
Товар куплен, деньги уплачены. Дома, развернув упаковку, вы обнаруживаете брак. Или покупка не подошла по габаритам, размеру, цвету, весу, качеству. Как вернуть деньги за товар? В какие сроки можно осуществить возврат товара? Как не выйти за рамки закона, требуя вернуть деньги за купленную бесполезную вещь?
Несоответствие цен на ценнике и в кассе
Пожалуй, нет такого покупателя, который бы не столкнулся со следующей ситуацией: в магазине берешь с витрины товар, запоминаешь его стоимость, а на кассе этот товар пробивается по другой цене, в основном завышенной. Как разрешить эту ситуацию? Кто прав? И надо ли платить дороже?
Как вернуть в аптеку лекарства
Вернуть в аптеку оплаченные лекарства нелегко, но возможно. Обычно аптеки очень редко идут навстречу клиенту. Ведь у аптечных магазинов есть юридически законные основания отказать в возврате или обмене лекарственных средств. А вот когда оснований нет...
Покупателя останавливают на входе в магазин с требованием оставить сумку в камере хранения. При этом совершенно странно выглядит объявление на ячейках камеры хранения: "Администрация магазина за оставленные вещи ответственности не несет". Кто же в таком случае несет ответственность? И на каком основании покупатели при входе вообще обязаны сдавать сумку?
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.