Защита прав потребителей при оказании платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями
Некоторые аналитики считают, что введение платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения помогло им выжить, обеспечив сохранность персонала и развитие. Но этот шаг сказался негативно на Российском здравоохранении.
За последние 15 лет качество Российской медицины заметно упало, а в некоторых учреждениях доля платных услуг составляет 70%, и лишь 30% населения удовлетворены качеством медицинской помощи. Спасение человеческих жизней превратилось в бизнес, на котором наживаются недобросовестные медработники.
У пациентов сложилось мнение, что для того, чтобы выжить и сохранить здоровье, нужно непременно заплатить врачу, медсестре, санитарке. Зачастую деньги дают в качестве благодарности. На этой почве в нашей стране параллельно с платными услугами сформировался теневой рынок, при оказании даже бесплатной медицинской помощи. Это касается всех сфер медицинской деятельности. Так, например, можно лечить пациента лекарственными средствами, прописанными в стандартах бесплатной помощи, но врач выписывает вам дорогие препараты, или же навязывает вам дополнительное обследование, якобы необходимое, которое не входит в перечень бесплатных медицинских услуг, и за это получает свои проценты. Или же вам предлагают пройти обследование платно, и сейчас, либо же бесплатно, но через месяц, предварительно встав на очередь.
Медики уже привыкли к такой ситуации, что помимо гарантированной государством заработной платы они имеют дополнительный доход от пациентов.
В связи с этой непростой ситуацией в России началось обсуждение Проекта о порядке и условиях предоставления платных медицинских услуг.
По идее, проект должен навести порядок в сфере оказания платной медицинской помощи, но многие опасаются, что платные медицинские услуги будут навязываться, а бесплатные станут средством для получения взяток.
Согласно этому документу, официально платными станут такие услуги, как палаты повышенной комфортности, индивидуальный медицинский пост в стационаре, сопровождение медсестрой или врачом пациента при транспортировке, дополнительное обследование и лекарства.
Однако эксперты уверяют, что перечень бесплатных медицинских услуг, оказываемых по полюсам обязательного медицинского страхования, останется неизменным.
Также новый проект предусматривает оплату медицинской услуги у того врача, к которому пациент обратился по собственной инициативе, без направления участкового терапевта. Однако не придется ли нам теперь столкнуться с такой проблемой, как невозможность получить это направление, даже при явных показаниях? Врачи не будут заинтересованы в выдаче таких направлений, им это не выгодно.
На сегодняшний день программа гарантий и закон " Об охране здоровья" четко регламентируют перечень медицинских услуг, которые являются платными, а также бесплатные услуги. Большинство пациентов не осведомлены о своих правах, и этим активно пользуются медицинские работники. Сейчас мы рассмотрим понятие и виды платных услуг, как действовать при получении платных медицинских услуг и что делать, если вам платная услуга оказана некачественно.
Понятие и виды платных медицинских услуг
Платные медицинские услуги — это услуги, оказанные пациенту медицинскими учреждениями за счет личных средств, на основании договора, в том числе и договора добровольного медицинского страхования.
Платные медицинские услуги не могут оказываться взамен бесплатных, гарантированных программами бесплатного оказания медицинской помощи, и программ, финансированных за счет средств бюджета.
Отказ пациента от платной медицинской услуги не является основанием для отказа в предоставлении бесплатной медицинской помощи в необходимом объеме и надлежащего качества.
Платные услуги оказываются в виде лечебно-диагностической, профилактической, реабилитационной, зубопротезной, протезно-ортопедической медицинской помощи.
Платные медицинские услуги оказываются лишь при наличии в учреждении соответствующей лицензии.
Медицинские учреждения обязаны обеспечить пациента достоверной, доступной и бесплатной информацией относительно перечня услуг, стоимости, условий предоставления услуги, льготах отдельных категорий граждан, квалификации специалистов, сертификации и полных реквизитах учреждения.
Оплата медицинских услуг
В обязательном порядке оказание платной медицинской услуги оформляется договором.
Медицинские учреждения несут ответственность по договору перед пациентом, за оказание некачественной медицинской услуги, диагностики, лечения, а также за сохранность жизни и здоровья пациента.
Запомните, что расчет за платную медицинскую услугу осуществляется только на основании договора, а передача денег в руки персонала является грубейшим нарушением законодательства.
Расчет за услуги может производиться как через учреждения банка, так и непосредственно в самом учреждении строго с применением контрольно-кассовых аппаратов, бланков и иных документов строгой отчетности, которые являются подтверждением, что пациент внес деньги за услугу.
Пациент вправе требовать:
- Предоставления услуг надлежащего качества; - Сведений о расчете стоимости услуги; - Сведений о наличии лицензии; - Возмещения убытков, причиненных исполнением или ненадлежащим исполнением условий договора; - Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью; - Компенсаций за причинение морального вреда; - При нарушении сроков договора и исполнения услуги пациент вправе потребовать назначение нового срока, уменьшения стоимости услуги, потребовать исполнения договора другим специалистом, расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. - При некачественно оказанной услуге потребитель вправе требовать выплату неустойки (при нарушении сроков), а также возмещения расходов по устранению недостатков, безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены.
Действия пациента при получении платной медицинской услуги, а также что делать, если услуга оказана некачественно
1. Если в медицинском государственном или муниципальном учреждении вам предложили заплатить за лечение, обследование, назначенное лечащим врачом, то вы должны позвонить в свою страховую компанию и уточнить, действительно ли эта услуга может вам оказываться лишь на платной основе.
2. Получите у медицинского учреждения информацию о наличии у него лицензии на данный вид деятельности, квалификации и сертификации специалистов, о перечне услуг с указанием стоимости, включая сведения о льготах для определенной категории граждан.
3. Перед подписанием договора внимательно ознакомьтесь с его условиями.
4. Оплачивайте медицинские услуги согласно требованиям законодательства, а не непосредственно " в руки".
5. Получите на руки кассовый чек или квитанцию об оплате.
При обнаружении недостатков оказанной медицинской услуги:
1. Обратитесь к исполнителю услуги с письменной претензией в
Запомните, что пока мы согласны платить как угодно, сколько угодно и за что угодно, и боимся бороться за свои законные права и интересы, на наших жизнях и здоровье будут продолжать наживаться недобросовестные врачи! Удачи вам и будьте здоровы!
Автор: Виктория Голдина
Дата публикации: 23 июня 2013
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.
Популярные статьи
Товар куплен, деньги уплачены. Дома, развернув упаковку, вы обнаруживаете брак. Или покупка не подошла по габаритам, размеру, цвету, весу, качеству. Как вернуть деньги за товар? В какие сроки можно осуществить возврат товара? Как не выйти за рамки закона, требуя вернуть деньги за купленную бесполезную вещь?
Несоответствие цен на ценнике и в кассе
Пожалуй, нет такого покупателя, который бы не столкнулся со следующей ситуацией: в магазине берешь с витрины товар, запоминаешь его стоимость, а на кассе этот товар пробивается по другой цене, в основном завышенной. Как разрешить эту ситуацию? Кто прав? И надо ли платить дороже?
Как вернуть в аптеку лекарства
Вернуть в аптеку оплаченные лекарства нелегко, но возможно. Обычно аптеки очень редко идут навстречу клиенту. Ведь у аптечных магазинов есть юридически законные основания отказать в возврате или обмене лекарственных средств. А вот когда оснований нет...
Покупателя останавливают на входе в магазин с требованием оставить сумку в камере хранения. При этом совершенно странно выглядит объявление на ячейках камеры хранения: "Администрация магазина за оставленные вещи ответственности не несет". Кто же в таком случае несет ответственность? И на каком основании покупатели при входе вообще обязаны сдавать сумку?
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.