Полная версия

Как наказать и привлечь интернет-магазины к ответственности?

Интернет-магазины, работающие по мошенническим схемам, только на первый взгляд кажутся неуязвимыми и недосягаемыми, однако российские законы распространяются и на них. Поэтому произвол онлайн-продавцов может и должен быть наказан по всей строгости закона. Как это сделать, как вести себя с преступниками всемирной паутины - на эти и другие вопросы отвечает консультант нашего сайта, юрист Анна Асанова, специалист в области гражданского, семейного, жилищного, уголовного права, прав потребителей, «Сetra»:
Анна, если интернет-магазин имеет плохую репутацию в сети, шлейф негативных отзывов возмущенных и обманутых пользователей и, судя по отзывам, продолжает обманывать потребителя, что можно предпринять? Как найти управу на мошенника?
  • Ответ:
    - Скажу сразу, если вас обманули, ваш путь должен лежать в правоохранительные органы. Если же продавец говорит, что у него сорвалась поставка или что он выслал все, как вы просили, и больше не намерен разговаривать с вами, то остается писать длинную, грозную претензию, а далее отправляться в суд. Но это при условии, если известны реальный адрес или любые координаты продавца.
  • Вы можете подавать иск в суд по месту своего жительства. Если цена вашего иска (в которую не входит сумма морального вреда) составляет не более 1 миллиона рублей, вы освобождаетесь от госпошлины.
  • А вообще, старайтесь решить все мирным путем, главное - быть настойчивым и грамотно защищать свои права (только 1 дело из 10 заканчивается судом при правильно составленной претензией).
    Кстати, в моей практике треть консультаций по правам потребителей касается именно покупок в рамках интернет-торговли, поэтому надо для себя четко понимать, что, покупая товары через интернет-магазины, вы изначально идете на риск.
Имеет ли смысл жаловаться на откровенно мошеннические действия магазина, когда ряд потребителей уже подали жалобы в прокуратуру, МВД?
  • Ответ:
    - Определенно, есть. Как раз в случае «массового» мошенничества есть шансы отстоять свои права, так как данные дела в связи с количеством потерпевших приобретают резонансный характер. У правоохранительных органов исключается возможность в отказе от возбуждения уголовного дела в связи с тем, что продавец не исполнил своих обязанностей в рамках гражданских правоотношений. Ведь наличие такого количества обманутых граждан явно свидетельствует об умысле продавца-мошенника.
А что делать и как обращаться с иском в суд, если ни адреса, ни контактных данных интернет-магазина не известны, а сайт зарегистрирован на подставное лицо?
  • Ответ:
    - В этом случае ни о каком иске в суд речи быть не может, так как это мошенничество, то есть уголовное преступление, которое расследуют компетентные органы. Поэтому надо в таких случаях в срочном порядке бежать в ближайший отдел полиции и писать заявление о мошенничестве. Заявления принимаются круглосуточно, и у вас обязаны его принять. Не поддавайтесь на уговоры дежурного полиции о том, что это нераскрываемые преступления - подавайте заявление.
Каковы шансы, что магазины в Интернете, не должным образом исполняющие взятые на себя обязательства (не возвращают деньги, не обменивают товар, не отвечают на жалобы и официальные уведомления, не предоставляют возможности даже обменять товар и просто продают продукцию гораздо низшего качества, чем заявлено на интернет-витрине), будут выведены на чистую воду, расплатятся с покупателями, а виновные люди понесут наказание?
  • Ответ:
    - Не могу сказать, что шансы велики. Честно говоря, такие преступления редко раскрываются, хотя сейчас их раскрываемость набирает оборот. Обманутые граждане объединяются друг с другом, пишут совместные жалобы в прокуратуру и другие правоохранительные органы, публикуют разоблачающие статьи в СМИ (например, программы о продавцах-мошенниках на центральных каналах, что имеет большой вес для раскрываемости, так как они придают особый резонанс), тем самым добиваются привлечения внимания к данным преступлениям.
Управление «К» - подразделение Министерства внутренних дел России, осуществляющее борьбу с преступлениями в сфере IT. Что они могут сделать по заявлению пострадавших от интернет-магазина, которые понесли серьезные убытки (не на 1000-2000 рублей, а на 50000 и более руб.)? Или этим занимается другой орган?
  • Ответ:
    - Управление «К» занимается рядом вопросов в сфере информационных технологий, в том числе и противодействием мошенническим действиям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет. Надо сказать, что данное управление довольно успешно справляется с розыском мошенников, так как у них достаточно обширный инструментарий по поиску преступников, а также узкая специализация, соответственно, лучше всего обращаться в это управление, нежели просто в отдел полиции, куда обращаются по всем видам преступления.

Читайте в отдельной статье: «Продавцы-обманщики открывают онлайн-магазины»

Примечание редакции:
Сайт МВД РФ - МВД России
Сайт МВД РФ - Управление «К» МВД России
Интерактивный сервис «Электронные обращения граждан РФ в правоохранительные органы»

Светлана Малинина,
Дата публикации: 09.02.2012
Перепечатка без согласия редакции запрещена.


Марина 21.07.2023 18:44
https://vk.com/vailor_shop
Название интернет магазина в ВК - Стильная женская одежда.
Обмену товар не подлежит - не подошёл размер, не ждите обещанный обмен или возврат денег. Запрашивают фото - и уверяют, что это именно ваш размер!
Екатерина 25.04.2023 00:30
Добрый день! Хочу поделиться своей бедой, как меня обманул интернет-магазин FASHION STORE (в телеге), он же FASHION.MSC (в инсте). Предыстория: давным-давно через Инстаграмм нашла магазин, торгует шмотом, обувью. Заказывала ни один раз: то кросы, то еще что-то, всегда все было без проблем: продавец всегда на связи в вотсап, заказы доставляли вовремя, к качеству тоже не было претензий, одним словом магазин вызывал полное доверие. Но не тут то было.  В апреле этого года магазин выкинул рекламу кроссовок на любой вкус и цвет. Помня свой положительный опыт сотрудничества, 06 апреля заказала себе понравившуюся пару. Менеджер был не связи, мы договорились о доставке, в назначенный день мне их привез курьер. Качество понравилось, решила взять себе еще одну модель, да еще и мужу заказать. 10.04.2023 г. написала менеджеру, 14.04.2023 г.  согласовали заказ и дату доставки на 17.04., заказ сразу же мной был оплачен в размере 7090 руб.  (таковы условия магазина). 17 апреля ни звонка от курьера, ничего. Забеспокоилась, написала продавцу-в ответ тишина. Поскольку неделю назад мне уже привозили кросы из этого магазина, у меня сохранился телефон курьера. Муж позвонил и поинтересовался, ожидать ли нам его сегодня, на что был получен ответ: мне такой заказ не передавали, наверное завтра. Ну ок, думаем, че то пошло не так, закрутились, подождём ответа продавца, передоговоримся. Не прошло и 10 минут звонит какая-то тетка Светлана с претензиями: вы что звоните моему курьеру? Объясняем: ждём заказ, договорились на сегодня, в вотсап не отвечает, решили уточнить.  Не знаю, говорит, такого, скиньте подтверждение. Кидаем чек, скан переписки. В ответ голосовое: это не мой заказ, это дочери Виктории, но кроссовки ваши продали, можем заменить на другие. Мы отказались. На что в грубой форме были посланы по телефону этой Светланой, которая проорала в трубку: тогда пишите Виктории, отменяйте заказ. Собственно так я и сделала, попросила вернуть деньги . На что ответом мне было: Напишите номер карты,ожидайте возврат в течении суток. Ну ок, написала. Возврата жду по сей день. Больше никто и нигде не отвечает, сообщения висят не прочитанными, хотя Виктория в сети бывает регулярно и постит как в телеге, так и в инсте новый товар.  Терпение лопнуло, завтра подам заявление в полицию. https://t.me/fashionmsc- магазин Виктории https://www.instagram.com/fashion.mscИнстаграмм-магазин https://t.me/balance_foryou- магазин Светланы с аналогичными товарами
Александр 25.04.2023 15:00 Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5
Спасибо Вам за комментарий, он очень полезный...
игорь 24.04.2023 21:42 Рейтинг: 1Рейтинг: 1Рейтинг: 1Рейтинг: 1Рейтинг: 1
магазин YOXX.ru.com. чистой воды разводилово. заказал на сайте кроссовки, выслали подтверждение заказа на электронку и ссылку на оплату. товара нет и возврата денег нет. в общении и запросах сразу игнор и блокирование.
Олег 10.03.2023 14:41 Рейтинг: 1Рейтинг: 1Рейтинг: 1Рейтинг: 1Рейтинг: 1
Компания специализируется на производстве и продаже сварочного оборудования и комплектующих под эксклюзивным брендом «АмпирЪ»
Контора лохотрон с купленными положительными отзывами в инете - будьте аккуратнее!
ни какой обратной связи и замены на рабочий сварочник!
прислали не рабочий сварочник, отправил им назад его за свой счет! меняют на якобы рабочий уже 3й месяц! Перестали отвечать! Есть подозрения, что кидалы и не видать мне сварочника и денег обратно! Не советую!
на сайте https://ampeer.ru/about/contacts/ Реквизиты организации (Юридического лица) указаны данные ликвидированной организации еще от 15 сентября 2022 года!!!
Наталия 13.10.2022 13:10 Рейтинг: 1Рейтинг: 1Рейтинг: 1Рейтинг: 1Рейтинг: 1
Интернет-магазин парфюмерии PARFUM-DEPO торгуют подделками по цене оригиналов. На требования сделать возврат и вернуть деньги,перестали выходить на связь. Не отдавайте свои деньги нечистоплотным "предпринимателям".
Василий 14.09.2022 13:18 Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5Рейтинг: 5
Добрый день! Сервис КУПИБИЛЕТ.РУ (агрегатор Авиасейлс), выполняет благую миссию по продаже доступных по цене авиабилетов, выполняет успешно! Кроме продажи авиабилетов КУПИБИЛЕТ.РУ анонсировал услугу по возврату денег-за отказ от полёта клиента, за отмену рейса авиакомпанией. Коснусь по отказу от полёта. Вот тут с возвратом потраченных средств на билеты у сервиса КУПИБИЛЕТ.РУ вырисовывается хитрая, схема обмана клиентов. Продумано всё до мелочей в инструкции по возврату билетов-заявка на возврат, ответ робота на заявку, ответ специалиста с предложением подтвердить отказ... Казалось бы соблюдай и всё вернётся, однако на поверку не так- заявка на возврат принимается сервисом с оговоркой на огромную загруженность, чуть ли не в 12 раз. Это первая уловка обманщиков, из года в год повторяющаяся в ответе робота на заявку по возврату! Вторая уловка-ответ специалиста приходит за несколько часов до вылета и как правило поздно вечером или ночью, в этом ответе предлагается подтвердить возврат до указанного времени(если ответ пришёл в 21-00 то подтвердить надо в 23-00). Звонков от КУПИБИЛЕТ.РУ нет, надо дежурить у компьютера, вылавливать сообщение на эл.почте. Даже если успел подтвердить возврат, ответ придёт или после вылета самолёта, или с ссылкой на сроки принятия билетов авиакомпанией...В любом случае придёт отказ в возврате потраченных сумм за билеты! Привлечь к ответственности бесполезно-всё оговорено а то что не соблюдены сроки ответов КУПИБИЛЕТА.РУ это не к ним! Граждане будьте бдительны, от отмены полёта не застрахован никто, поэтому трижды взвести стоит ли покупать билеты в Авиасейлсе (КУПИБИЛЕТ.РУ).
Инна 22.10.2021 23:24
Магазин женской одежды _fashion_shop.ru обманывают людей. Берут предоплату ,а затем перестают выходить на связь и блокируют вас. Так я потеряла приличную сумму денег и осталась без покупки! Не заказывайте у них,они даже адрес в инстаграм указали неверно. ТЦ Оптима в Красноярске находится по улице Моловова 56/1. А у них  этот же центр,где якобы они размещаются, находится на Молокова 47/1.
Эля 22.10.2021 08:55
Не покупайте букеты в онлайн магазине Мегацвет24. Фото букетов не соответствуют действительности, а при отказе вам пришлют якобы переделанный букет, вы согласитесь, а потом по вашему заказу отправят тот, от которого вы отказались. Со мной так и произошло, сотрудники магазина пояснили, что фото переделанного букета мне отправили по ошибке ))) и предложили забрать подаренный другому человеку на ДР букет и вернуть деньги. Они же понимают, что я не соглашусь ))) 
nad47 22.02.2021 17:03
 Интернет магазин  Ваша камера!!! Купили камеру - не работает, карта памяти не форматируется, зарядное устройство прислали б/у.
При переписке с Техподдержкой нахамили. Ужасный магазин!!! Не покупайте там ничего!!!
Евгений 29.01.2021 14:38
интернет магазин КУПИ СМАРТФОН.
Шарлатаны .не покупайте там ничего .
купили смартфон , половина функций не работает. В сервисном центре сказали подделка.
магазин теперь трубки не берет, хотя есть якобы отдел послепродажного обслуживания и т.д.

Популярные статьи

Как наказать и привлечь интернет-магазины к ответственности?

Интернет-магазины, работающие по мошенническим схемам, только на первый взгляд кажутся неуязвимыми и недосягаемыми, однако российские законы распространяются и на них. Поэтому произвол онлайн-продавцов может и должен быть наказан по всей строгости закона.

Защита прав потребителя в Интернете: руководство покупателю

С недавних пор «всемирная паутина» не только источник разнообразных знаний, новостей, сплетен, но и своего рода источник и материальных ценностей. Появились интернет-каталоги различных магазинов, фирм, брендов. Как защищать свои права в сети?

Доставка товаров дистанционным способом

Как товар от интернет-магазина, то есть от продавца, поступает к покупателю? Есть несколько схем, которые крупные магазины давно предлагают своим потребителям.

Продавцы-мошенники открывают онлайн-магазины

Если интернет-продавец не видит своего покупателя в лицо, это не освобождает его от ответственности, налагаемой Законом "О защите прав потребителей", Кодексом РФ об административных правонарушениях и постановлениями правительства. Статья написана на основе отзывов реальных покупателей.