Установка приборов учета и опломбирование счетчиков
Все чаще и чаще, практически на каждом углу, стоит только зайти в любое отделение банка, где жильцы оплачивают коммунальные услуги; на любой скамейке, где собираются бабушки; на любой улице, любого района, любого города мы слышим жалобы населения на то, что та или иная управляющая компания взимают плату за монтаж и опломбировку счетчиков в обязательном порядке, и выставляют к оплате довольно кругленькие суммы. Так что же все — таки это: обязательные расходы или нарушение закона со стороны «коммунальщиков»?
На данный момент пред нами представляется такая картина, где управляющие компании навязывают свои услуги в данной сфере населению, а население обязано принять данный вид услуг, потому что, в конечном счете, право выбора у народа тает на глазах. И естественно, что компании, взимая плату за услуги, упускают из внимания требования различных нормативных и правовых актов, особенно на периферии. Существует странная закономерность: " Чем дальше от столичного надзора, тем больше аппетит у «коммунальщиков»«. Что ж, давайте попробуем проанализировать ситуацию и постараемся выяснить кто кому и что должен.
Начнем с того, что на сегодняшний момент существует приказ за номером 184 Госстроя России от 16 августа 2000 года, в котором говорится о том, что опломбирование приборов учета коммунальных услуг является составной частью технического обслуживания населения, на которое обычно и заключается договор между жильцами и управляющими компаниями.
Проще говоря, такая услуга, как опломбирование счетчика, изначально входит в техническое обслуживание жилого дома, а следовательно, должна входить в перечень бесплатных, взимание платы за которые является административным нарушением. В Административном кодексе РФ черным по белому написано, что у нас в стране предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 14.8 «Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя», по которому, юридическое лицо (управляющие компании) может быть наказано на сумму от 10 до 20 тысяч рублей, а должностное лишится от 1 до 2 тысяч рублей.
Но, стоит помнить, что у любого законопроекта и у любого законодательства есть свои «подводные камни», поэтому, давайте подробнее разберемся — кто и за что должен все — таки платить?
Прежде всего, следует разобраться, что такое пломбирование индивидуальных приборов учета (ИПУ) и для чего оно нужно. Начнем с того, что следует различать два вида пломбирования Индивидуальных счетчиков:
1. Установка пломбы на индивидуальные приборы учета изготовителем ( при первичной проверке) во избежание незаконного доступа ко внутреннему механизму для изменения показаний без нарушения и повреждения самого прибора или его пломбы. 2. При каждой проверке на счетчик устанавливают пломбу с оттиском поверительного клейма, которая так же служит для избежания незаконного проникновения.
О том, что любые счетчики, такие как приборы учета коммунальных услуг, должны обеспечивать ограничение доступа к определенным частям внутреннего механизма в целях обеспечения безопасности от незаконного проникновения и изменения, указано в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Следует помнить, что в нашем законодательстве существуют и тщательно прописаны указания о том, что необходимо пломбировать именно те места, где прибор присоединяется к сетям, а также правила распределения расходов на установку пломб.
Так, в правилах поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, говорится о том, что существует два вида пломб: пломбы прибора учета, которые устанавливаются заводом — изготовителем или специальной организацией, которая осуществляет проверку; и пломбы, установленные самим поставщиком газа, на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу. Только при их целостности определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа (пп. «б» п. 25).
В Документе также четко прописано, что установка пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу является обязанностью поставщика газа, но эта услуга одноразовая. В Дальнейшем, постановка пломбы, в том числе и после ремонта оборудования производится за счет потребителя (пп. «б» п. 22).
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» счетчики для учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной потребителю воды по договору водоснабжения, отведенных потребителем сточных вод по договору водоотведения, пломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда пломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине потребителя или третьих лиц. Вышеуказанный документ вступает в силу с 01.01.2014.
В разделе №. 7 «Допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя» Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, прописан следующий порядок: представитель энергоснабжающей организации в присутствии представителя абонента составляет акт о допуске в эксплуатацию узлов учета абонента, проверяя при этом соответствие данных о приборах учета сведениям, указанным в их паспортах, качество монтажа, наличие пломб. После получения акта представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы учета тепловой энергии и теплоносителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг регулируются специальными правилами: до 01.09.2012 — Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, после этой даты — новыми Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно новым правилам предоставления коммунальных услуг населению, изучаемый нами вопрос так и остается неурегулированным. Таким образом, в них прописана обязанность потребителя при обнаружении нарушения целостности пломб приборов учета немедленно сообщить об этом в аварийно- диспетчерскую службу потребителя (пп. «б» п. 34). Одновременно из пп. «г» п. 35 (потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета) становится понятно, что пломбы должны стоять как на самих ИПУ, так и в местах их присоединения к сетям, поэтому мнение экспертов, о котором говорилось выше, с 01.09.2012 уже нельзя будет назвать соответствующим закону.
В итоге, становится понятно, что ничего не понятно: есть нормативные акты, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг, но в них нет ни малейшего намека на порядок пломбирования ИПУ и распределение расходов по интересующей всех операции. При чем, наличие данной пломбы на месте присоединения ИПУ к сетям, исходя из новых правил предоставления коммунальных услуг, является необходимостью, так как без нее исполнитель не примет показания счетчика при плате за коммунальные услуги. Вот и выходит, что данная пломба необходима только исполнителю и для потребителя она должна являться бесплатной, от чего все вопросы, связанные с пломбированием, так и остаются неразрешенными.
Поэтому, в конечном счете, снова обратимся к нормативным документам и будем считать за основу: Федеральный закон от 07.12.11г. № 416 — ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Статья 20. Организация коммерческого учета, в которой говориться о том, что: (п.5) «Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении. Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды, по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод, по договору водоотведения, пломбируются исполнителями, а именно, организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением тех случаев, когда пломбирование данных приборов производится повторно из-за нарушения пломбы по вине заказчика (абонента) или третьих лиц».
В соответствии со статьей 43 данный документ вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением статьи 9, вступающей в силу с 1 января 2012 года и части 2 статьи 40, вступающей в силу с 1 января 2014 года. Следовательно, в отношении остальных счетчиков делаем выводы сами.
Информация о ценах на приборы учета, о безопасности приобретения этих самых приборов учета, а так же о порядке проведения пломбирования счетчиков:
1. Цены на приборы учета коммунальных услуг довольно разные, и скажем так, не очень низкие. Так например, цена на водосчетчики варьируется от 500 рублей до 2 000 тысяч рублей; теплосчетчики стоят от 4000 до 7000 тысяч рублей; регуляторы отопления от 600 рублей; газовые счетчики от 1000 рублей до 4 тысяч рублей. Естественно, еще Вам придется заплатить за работу по их установке не менее 300 рублей.
2. Не покупайте приборы учета в непроверенных местах, с рук или интернет магазинах, прибор вы должны видеть. Сами и тщательно проверить наличие заводских пломб, поэтому желательно приобретать приборы учета в тех же управляющих компаниях, во избежание любых проблем.
3. Если вы все таки решили установить приборы учета коммунальных нужд и уже приобрели качественные счетчики, то необходимо сказать несколько слов о том, куда же Вам следует обращаться для опломбирования. Процесс обращения будет следующий:
Что бы опломбировать прибор на предоставление коммунальных услуг, Вам следует обратиться в районный участок водоканала (если это вода), газовой конторы (если это газовый счетчик) и так далее, при чем, обращение должно быть в письменной форме. Выглядит оно так:
Примерная форма заявления
на установку индивидуального прибора учета (ИПУ) и квартирного компонента внутридомовых технических средств (ВТС) в жилом помещении
Руководителю Государственного ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу установить индивидуальный прибор учета (ИПУ) и квартирный компонент внутридомовых технических средств (ВТС) и в установленном порядке обеспечить переход на расчеты по фактическому потреблению горячей и холодной воды( газа и т.д.) на основании показаний приборов учета. Адрес заявителя: ________________________________________________________ Телефон заявителя:________________________________________________________ К заявлению прилагается оплаченная квитанция. Заявитель: _________________________________________________ Подпись:__________________ Дата: ______ |
Представители вышеуказанных организаций явятся к Вам в назначенный день, проверят и подтвердят, что все правила установки счетчика учтены и проведут опломбирование. После опломбирования сотрудники организации обязаны составить акт о принятии приборов в работу в течение недели. И только после этого потребитель начинает платить за коммунальную услугу по счетчику, а не по тарифному плану.
Снятия показаний с приборов абонент в дальнейшем производит самостоятельно и оплачивает ежемесячно.
Периодически Ваши счетчики обязаны проверять контролеры, которые обязаны проверить правильность сообщаемых Вами данных, пломбы и составит акт сверки. При чем, следует помнить, что проверка счетчиков является бесплатной услугой, в том случае, если проверка проводится по плану. За внеочередную проверку Вы платите сами!
Автор: Знатнина Светлана.
Дата публикации 15.02.2014
Перепечатка запрещена.
Популярные статьи
Ловушки для покупателей. Как не набрать лишнего
Магазины и супермаркеты выходят на новый уровень торговли, становясь своеобразными мышеловками и лабиринтами с грамотно расставленными капканами. В магазинах применяется целый набор уловок, ведясь на которые потребители совершают много спонтанных и ненужных покупок.
Гарантийный срок - срок годности – срок службы
Нередко потребителю приходится сталкиваться с такими понятиями, как гарантийный срок, срок службы и срок годности, каждый из которых имеет свое особое значение. Многие покупатели часто путаются и не видят разницы между этими категориями, а ведь период времени, отведенный для каждого из сроков, и другие характеристики могут разниться.
Всемирный день прав потребителя
В России праздник получил свой вес только в 1992 году, когда 7 февраля был принят Федеральный Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей». Как же проходит этот интересный праздник? Кого поздравлять и как праздновать?
Что такое технически сложный товар?
Покупатель приходится иногда слышать отговорку продавца при обмене товара: товар не является технически сложным и обмену не подлежит. Надо разобраться в этом вопросе, чтобы аргументировано возразить продавцу.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.